На приглашающих иностранцев лиц возложены дополнительные обязанности и введена ответственность за их
19 июля 2018 года Президентом подписаны Федеральный закон № 216-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 216-ФЗ) и Федеральный закон № 215-ФЗ «О внесении изменений в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 215-ФЗ).
С текстом можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации:
Законы устанавливают новые обязанности для приглашающей иностранных граждан стороны и ответственность за неисполнение указанных обязанностей.
Напомним, что приглашающей стороной в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признается лицо по ходатайству которого выдается приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам, которые въезжают в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения.
То есть речь идет о визовых иностранцах и компаниях (частных лицах), которые оформляют им приглашения на въезд в Россию и сведения о которых указываются в визе, выдаваемой иностранцам [1]. Законы не распространяются на компании и частных лиц, вступающих в правоотношения с мигрантами из Ближнего зарубежья.
Законом № 216-ФЗ вводится обязанность приглашающей стороны по принятию мер, которые направлены, ни больше ни меньше, чем на обеспечение соблюдения иностранцем заявленной в визе цели визита и своевременный выезд его за пределы России. При этом оговаривается, что Перечень таких мер и порядок их применения будет утвержден Правительством.
Цели визита и их привязка к деятельности, роду занятий, которые иностранец вправе осуществлять на территории России в рамках указанной цели, установлены Приказом МИД РФ № 19723А, МВД РФ № 1048, ФСБ РФ № 922 от 27.12.2003 г. «Об утверждении Перечня "Цели поездок", используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства».
Кстати, с 2003 года в Приказ не вносилось никаких изменений.
В настоящее время на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен Проект соответствующего Постановления Правительства, ознакомиться с которым возможно по ссылке: http://regulation.gov.ru/projects#npa=81853.
Итак, какие действия предполагается вменить как обязательные для организаций и частных лиц, намеренных пригласить в Россию иностранных граждан:
1. Вручать иностранцу после его прибытия в Российскую Федерацию под подпись уведомление о необходимости соблюдения цели въезда и сроков пребывания в нашей стране. Форму уведомления должно разработать Министерство внутренних дел.
2. Совершение действий, направленных на соблюдение заявленной цели визита (например, при заявленной цели визита «работа по найму» - заключить трудовой или гражданско-правовой договор).
3. Поддержание связи с приглашенным иностранцем (в том числе путем переписки). Пока трудно себе представить, как поддержание связи будет выглядеть на практике (очевидно в виде еженедельных SMS-сообщений с просьбой «не хулиганить»).
4. Не позднее, чем за десять дней до истечения срока действия визы, сделать напоминание приглашенному иностранцу о необходимости выезда из Российской Федерации по окончании срока действия визы (вообще-то предлог с родительным падежом согласно правилам русского языка употребляется при указании на время или срок, после которого совершается какое-либо действие, по прошествии чего-либо, но пусть это не вводит вас в заблуждение, поскольку в правоприменении «по истечении» означает «в течение», вспомним хотя бы Закон о миграционном учете и его «по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания»).
Напоминание должно быть произведено в письменной форме и либо направлено заказным письмом с уведомлением, либо вручено лично иностранному гражданину под подпись.
5. В случае наличия объективных причин, препятствующих иностранцу выехать за пределы России (отсутствие денег, утрата документов, удостоверяющих личность, заболевание, и другие обстоятельства, не позволяющие покинуть территорию Российской Федерации в установленный срок), приглашающая сторона обязана оказать ему содействие для устранения названных причин (не совсем понятно, правда, как можно содействовать получению паспорта в посольстве или устранению болезни).
6. В случае, если пригласившему иностранца лицу стало известно, что тот нарушает заявленную цель въезда в Россию (приехал учиться, а сам у метро листовки рекламные раздает), с ним потеряна связь (не отвечает на SMSки) или он уклонился таки от выезда (речь идет, видимо, об оплате информаторов или найме частного детектива), то приглашающая сторона обязана в течение 5-ти рабочих дней с момента, когда ей стало известно о «плохом поведении» иностранного гражданина, известить о фактах нарушения территориальный орган МВД России (напоминаю, что это не районный или городской отдел полиции, а управление МВД в субъекте РФ). Правда форма такого извещения не устанавливается, да и фиксация события остается «под честное слово» пригласившего лица.
Предполагается, что действие Постановления не будет распространяться лишь на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, а также международные организации и их представительства в Российской Федерации, и представительства иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации.
Основная группа риска среди визовых иностранцев в России – это иностранцы, въехавшие с «деловой» целью поездки и студенты с целью поездки «учеба».
Здесь полезно вспомнить, какие категории иностранных граждан вправе осуществлять деятельность, отличную от указанной в визе цели въезда:
Это:
√ иностранные студенты вне зависимости от формы обучения, работающие «при кафедре» или в дни каникул [2], а также обучающиеся на очной форме обучения и получившие разрешение на работу в порядке статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
иностранцы, въехавшие по «деловой» или «гуманитарной» визе, и привлекаемые образовательными организациями для занятия преподавательской деятельностью [3];
члены семьи иностранных высококвалифицированных специалистов, которые вправе в России осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность [4];
иностранцы, совмещающие работу с учебой (если в Россию они въехали по «рабочей» визе) [5].
В принципе, речь идет о выполнении чисто формальных действий и увеличении документооборота в российских организациях, однако ряд указанных выше нюансов (размытость формулировок, неоднозначность трактовок) может быть использована сотрудниками МВД России в качестве оснований для привлечения пригласившего иностранца лица к административной ответственности, которая вводится Законом № 215-ФЗ за непринятие приглашающей стороной мер по:
обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной в визе цели въезда в РФ фактически осуществляемой деятельности или роду занятий;
своевременному выезду его за пределы Российской Федерации.
При этом в качестве меры ответственности устанавливается административный штраф в размере:
для должностных лиц пригласивших организаций – от 45 000 до 50 000 рублей,
для юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей.
Оба закона вступают в силу по истечении 180 дней со дня опубликования, то есть с 16.01.2019 г. и будут применяться по отношению ко всем иностранным гражданам, находящимся на этот момент на территории России.
[1] См. подпункт 14 пункта 2 Приложение № 1 к Положению об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 № 335;
[2] Подпункты 6 и 7 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
[3] Подпункт 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
[4] Подпункт 12.1 статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
[5] Это следует из пункта 4.10 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Kommentare