МВД России разработан проект федерального закона «О предоставлении убежища на территории РФ»
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/) МВД России размещен проект федерального закона «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации». Законопроект направлен на совершенствование системы предоставления убежища в целях обеспечения выполнения Российской Федерацией международных обязательств по отношению к лицам, ищущим защиту на ее территории.
Законопроект подготовлен в соответствии пунктом 33 плана мероприятий по реализации в 2020 – 2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 265-р, и отражает накопленный опыт правового регулирования вопросов предоставления отдельных видов убежища, а также его принятие позволит решить ряд вопросов в системе предоставления убежища.
Документ разработан с учетом положений Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 года (далее – Конвенция 1951 года) и Протокола, касающегося статуса беженцев от 31 января 1967 года, участником которых является Российская Федерация, а также анализа законодательства ряда зарубежных стран.
Важной новацией законопроекта является закрепление на законодательном уровне четырех видов убежища, предоставляемых на территории Российской Федерации, и соответствующих критериев для предоставления статуса беженца, временного или политического убежища, временной защиты, которые соответствуют конвенционным международным нормам права.
Значительные изменения претерпела процедура предоставления убежища, в частности, в рамках рассмотрения заявления о предоставлении убежища будет решаться вопрос о предоставлении заявителю – статуса беженца либо временного убежища, что позволит значительно сократить срок определения правового положения иностранного гражданина, обратившегося за защитой, в целом более чем на три месяца. Особое место в законопроекте отводится соблюдению конфиденциальности сведений о соискателях убежища и лицах, получивших убежище на территории Российской Федерации.
Для лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, предусмотрена обязанность прохождения процедуры дактилоскопирования и фотографирования, а также прохождения обязательного медицинского освидетельствования в установленном порядке.
Впервые предлагается законодательно закрепить полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относительно утверждения механизма продления убежища, как в части переучета статуса беженца, так и продления временного убежища, в целях подтверждения сохранения обстоятельств, послуживших основаниями для предоставления убежища, либо дальнейшей его утраты/лишения.
Также предусмотрены положения, направленные на регулирование массового исхода иностранных граждан в случае внутриполитического конфликта в стране их гражданской принадлежности. В целях своевременного реагирования на подобные ситуации вводится новый институт – «временная защита» как один из видов убежища, под которым понимается экстренное предварительное средство обеспечения защиты иностранных граждан, массово прибывших на территорию России. Кроме того, законопроект сохраняет за лицами, получившими временную защиту, право на получение ими иного вида убежища в установленном порядке.
Действующим Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» предусмотрена возможность временно пребывать на территории Российской Федерации при условии получения лицом из гуманных побуждений временного убежища, однако законодательно не закреплен перечень таких гуманных оснований, что порождает правовую неопределенность. Данный правовой пробел устранен путем закрепления в законопроекте критериев получения лицом временного убежища на территории Российской Федерации.
В законопроекте сохранен принцип «единства семьи». Спроектирована норма, дающая право члену семьи лица, получившему убежище на территории Российской Федерации, прибывшему отдельно, подавать заявление и получить убежище по одному месту пребывания со всеми членами семьи. Что касается одновременно прибывших на территорию Российской Федерации членов одной семьи, то решение принимается с учетом сохранения целостности семьи как в отношении несовершеннолетних, так и лиц старше восемнадцатилетнего возраста.
Вместе с тем предусмотрен ряд преференций для получивших убежище. Например, оказание содействия в медицинской помощи, в устройстве детей в образовательные организации, а также предоставлена возможность проживания в центрах временного размещения, питание и коммунальные услуги в которых оплачиваются для неработающих лиц за счет средств государства.
В законопроекте, в свою очередь, предусмотрены основания для отказа в предоставлении убежища, соответствующие положениям Конвенции 1951 года. Так, в целях недопущения использования института убежища как альтернативы легализации иностранцев на территории Российской Федерации в общем порядке, предусмотрены отказа как в приеме заявления, так и предоставлении убежища при: необоснованности заявления; недостоверности сведений, в том числе относительно обстоятельств прибытия и в отношении личности соискателя убежища; наличия заявления, по которому не принято решение, или при наличии вступившего в законную силу судебного решения в части отказа в предоставлении убежища на территории Российской Федерации; злоупотреблении правом на убежище при наличии возможностей использования иных миграционных режимов урегулирования правового положения на территории Российской Федерации в соответствии с российским миграционным законодательством.
Кроме того, в законопроекте уделено внимание безопасности государства, в частности предусмотрены положения, согласно которым убежище не предоставляется лицам, пребывание которых на территории Российской Федерации угрожает национальной безопасности Российской Федерации, или лицам, имеющим непогашенную судимость за совершение преступлений на территории Российской Федерации и представляющих угрозу общественной безопасности страны.
Источник: Пресс-центр МВД России
Comments