МВД России изменен порядок выдачи виз иностранным гражданам
Приказом МВД России от 04.12.2019г. № 907 утвержден новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам (далее – Административный регламент).
Приказ, а с ним и новый порядок оформления виз иностранным гражданам вступает в силу с 28-го января 2020 года.
Первое, что бросается в глаза – изменен круг заявителей, то есть лиц¸ которые вправе обращаться в уполномоченные органы за получением государственной услуги.
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента к числу заявителей теперь относятся либо сам иностранный гражданин (лицо без гражданства), находящийся в Российской Федерации [1] либо надлежащим образом уполномоченный этим иностранным гражданином представитель [2].
Напомним, что Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 16.11.2017г. № 859 допускал представление документов от имени иностранного гражданина принимающей стороной (лицом, поставившим мигранта на учет по месту пребывания).
[1] Такая формулировка исключает получение визы иностранцем, находящимся за пределами России (так что возможность вклеивания визы в паспорт, присланный DHL исключается).
Однако, в связи с изменением Закона о миграционном учете работодатели в большинстве своем потеряли возможность ставить своих иностранных работников на учет по месту пребывания и соответственно предоставлять документы для получения, продления, восстановления виз своим работникам-иностранцам. То, что об этом не знали ни вы, уважаемые читатели, ни сотрудники подразделений по вопросам миграции, не опровергает того факта, что последние 2 года визы по стране оформлялись по сути незаконно (о чем смотрите по ссылке, указанной выше).
[2] Сейчас же важно не это, а то, что новый Административный регламент однозначно указывает на возможность обращения в органы МВД за получением государственной услуги либо самого мигранта, либо уполномоченного представителя.
Существующий порядок вещей указывает на то, что полномочия представителя буду подтверждаться нотариально удостоверенной доверенностью. Так что готовьтесь, уважаемые читатели из числа работающих с визовыми иностранцами.
Конечно, ГК РФ дает возможность заверения доверенности в нашем случае сотрудником подразделения по вопросам миграции, в которое обращается экспат для, скажем, продления визы, но это позволит представителю лишь получить визу, но не сдать документы на ее оформление.
Второе – из текста Административного регламента исчезло упоминание о графике приема заявителей, который ранее был утвержден по сути для всей территории России. В настоящем регламенте график работы подразделений по вопросам миграции отдается на откуп им самим и размещается на официальных сайтах и стендах.
Далее Административным регламентом устанавливается следующее:
1. Непосредственное оказание государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД Росси на региональном и районном уровне.
Таким образом, возможно, что процедуру спустят на места (в районы) и обращаться за получением, продлением и восстановлением виз придется не в подразделения УВМ в соответствующих субъектах, а в ОВМ в районах и муниципальных образованиях (пункт 18 Административного регламента).
Напомним, что в соответствии с положениями пунктов 34, 35, 35 (1) Правил, утв. Постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 № 335 продление срока действия обыкновенных учебных и рабочих виз осуществляется по месту постановки иностранного гражданина по месту пребывания.
Именно поэтому сотрудники подразделений по вопросам миграции требуют представления отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Аналогичные нормы приведены и в Административном регламенте.
2. Обозначены категории виз, которые вправе оформлять подразделения по вопросам миграции (пункт 20 Административного регламента):
Транзитные (ТР1). Оформляются для выезда из России. Например, детям иностранцев, родившимся на территории нашей страны.
Визы временно проживающего лица. Оформляются иностранным гражданам, находящимся в России на момент получения разрешения на временное проживание) либо въехавшим в Россию по выданной МИДом визе временно проживающего лица сроком действия до 4-х месяцев.
Визы на въезд в Россию в целях приема в гражданство Российской Федерации. Выдается лицам, признанным носителем русского лица в период нахождения в России.
Многократные обыкновенные рабочие визы (в том числе квотникам и внеквотникам по схеме 90-360 и высококвалифицированным специалистам).
Также подразделения МВД России по вопросам миграции вправе продлевать и восстанавливать визы всех категорий кроме дипломатических и служебных.
Срок оказания государственной услуги (оформления визы) установлен не более чем 20 рабочих дней с момента подачи вех необходимых документов. Из чего можно сделать вывод о возможности оформления визы и в меньший срок (пункт 21 Административного регламента).
3. Установлен перечень документов, необходимых для оформления визы (пункты 24-24.3 Административного регламента).
Визовая анкета по форме, утв. Приказом МВД России, ФСБ России, МИД России от 27.04.2017г. № 233/235/7018. Анкета подписывается мигрантом лично.
Действительный документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (паспорт).
Паспорт должен иметь не менее 2-х чистых страниц, предназначенных для проставления виз. Срок его действия не должен истекать, как правило, ранее, чем через 6 месяцев после окончания срока действия выдаваемой визы (таким образом, формулировка оставляет лазейку для получения визы по паспорту с истекающим сроком действия).
Фотографии представляются только в том случае, если в соответствующем подразделении по вопросам миграции выдаются визы на вкладных бланках, а не в виде вклеиваемых «стикеров».
3.1. Для продления обыкновенной рабочей или обыкновенной учебной визы дополнительно к перечисленным выше документам необходимо представить (пункт 27 Административного регламента):
→ Ходатайство от приглашающей стороны, форма которого утверждена (для юридических лиц) Приложением № 2 к Административному регламенту. Ходатайство представляется в одном экземпляре;
→ Трудовой или гражданско-правовой договор (оригинал) с работодателем или заказчиком выполнения работ/оказания услуг или документ, подтверждающий обучение иностранного гражданина. С учетом того, что форма и требования к такому документу Административным регламентом не утверждены, следует ожидать, что каждое подразделение по вопросам миграции будет истребовать понятные только им документы.
При этом действующая виза должна истекать не ранее чем через 20 рабочих дней со дня подачи документов. Исключения – документально подтвержденная уважительная причина: болезнь, утрата паспорта, въезд в Россию менее чем за 20 рабочих дней до истечения срока действия выданной ранее визы, иные уважительные причины (вот она – почва для коррупции.
Иные причины могут быть приняты во внимание на усмотрение руководства соответствующего подразделения по вопросам миграции).
3.2. В случае, если документы подаются через представителя дополнительно представляются (пункт 28 Административного регламента):
- Паспорт представителя;
- Доверенность на представление интересов.
4. Установлен перечень документов, которые необходимо представить для исправления допущенных при оформлении визы опечаток (пункт 29-29.5 Административного регламента).
Помимо имеющихся у иностранного гражданина или его представителя при себе на момент получения визы документов перечень включает Заявление об исправлении опечаток и (или) ошибок, допущенных в выданной визе по форме, утв. Приложением № 3 к Административному регламенту.
Вывод: при себе при получении визы необходимо (на всякий случай) иметь указанный документ, а у представителя по доверенности соответствующие полномочия (представление в подразделение по вопросам миграции такого заявления) должны быть прописаны в доверенности.
5. Паспорт, трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, документ, подтверждающий обучение иностранного гражданина в Российской Федерации (см. выше) возвращаются заявителю, а их копии (которые, кстати, должны снять сотрудники подразделения по вопросам миграции по месту обращения) приобщаются к визовой анкете (пункт 30 Административного регламента).
6. Дополнительно заявитель вправе (в нашей действительности обязан) представить следующие документы:
→ Квитанцию об уплате государственной пошлины (совокупный анализ положения пунктов 1 и 8 статьи 45, статьи 333.16, пункта 1 статьи 333.28 НК РФ позволяет обоснованно предположить, что оплата госпошлины возможна от лица иностранного гражданина третьим лицом, например представителем иностранного гражданина);
→ Отрывную часть бланка уведомления о прибытии в место пребывания
→ Разрешение на временное проживание
→ Разрешение на работу
→ Решение о признании носителем русского языка
→ Копии всех тех документов, с которых (см. выше) сотрудники подразделения по вопросам миграции должны снять копии и приобщить их к анкете.
Исходя из суровой российской действительности, представлять придется копии всех перечисленных документов (разумеется с оригиналами).
Перечень документов на этом заканчивается. Он является исчерпывающим. Пунктом 35 Административного регламента запрещается требовать какие-либо дополнительные документы, помимо перечисленных, равно как и настаивать на представлении документов, которые заявитель вправе представить дополнительно (см. выше). Ответственность для особо рьяных сотрудников подразделений по вопросам миграции в этом случае установлена статьей 5.63 КоАП РФ.
7. Административный регламент предполагает возможность подачи документов через Единый портал «Госуслуги» (пункт 31 Административного регламента). Однако, на портале соответствующая услуга отсутствует. В случае, если все же эта функция на Госпортале заработает подать запрос на ее получение можно будет при наличии у иностранного гражданина простой электронной подписи в соответствии с Постановлением Правительства от 25.06.2012 № 634.
8. В случае приема документов к рассмотрению заявителю или его представителю выдается справка по форме, утв. Приложением № 5 к Административному регламенту и сообщается предполагаемая дата выдачи визы.
В случае отказа в приеме документов, о чудо (!), в обязательном порядке выдается справка об отказе в приеме документов по форме, утв. Приложением 3 4 к Административному регламенту (пункты 72, 74, 76 Административного регламента).
9. В период рассмотрения документов заявитель вправе отказаться от получения государственной услуги, о чем представить в подразделение по вопросам миграции заявление в произвольной форме. В таком случае рассмотрение анкеты прекращается (пункт 97 Административного регламента).
10. Крайне интересно описана в Административном регламенте процедура исправления допущенных подразделением по вопросам миграции ошибок и опечаток в напечатанной визе.
При обращении за получением визы заявитель или его представитель проверяют визу на наличие ошибок и опечаток. В случае выявления таковых оформленная виза аннулируется, а взамен нее в тот же день оформляется новая виза.
Но не будем забывать, что в новом регламенте присутствует такой документ как Заявление об исправлении опечаток и (или) ошибок, допущенных в выданной визе. А также в целом разделе в пунктах со 137-го по 146-й расписана процедура исправления допущенных ошибок и опечаток.
Из содержания указанных норм следует, что для исправления допущенных по вине органа власти ошибок и опечаток иностранному гражданину необходимо подать указанное заявление, которое будет рассматриваться в течение 1-го рабочего дня со дня приема заявления, еще один рабочий день виза будет изготавливаться и на 3-й рабочий день (ура!) может быть выдана.
На основании изложенного сложно сделать вывод о том, как схема будет работать на практике.
В общем следует отметить, что новый Административный регламент нисколько не упрощает процедуру оформления виз иностранным гражданам, включает массу норм, которые дают возможность свободного толкования и, как это модно говорить, содержат коррупционные риски.
Источник: Володин Е.В. для "Инфо-Центр"
Comentarios